Летние травы
Там, где исчезли герои,
Как сновиденье. ©

Мистическая Япония, весна 1525-го года

Бойся цудзигири, бойся встретить самурая ночью на дороге. Если самурай желает испытать свое боевое мастерство или новое оружие, он может убить простолюдина.

Принято почитать и любить ками и остерегаться ёкаев, но ошибается тот, кто в это верит слепо. Не всякий ками добросердечен, а ёкаи порой способны на сострадание.

Никогда не забывай обряды очищения в храме! Смерть, кровь, болезни, поедание мяса и алкогольные возлияния оскверняют человека, и ничего, кроме дурного, скверна эта не принесет.

Будда учит нас, что поедание мяса вредно для духа. Закон запрещает есть мясо домашних животных, но употреблять в пищу дичь позволено, хоть и нежелательно.

Мы любим Будду так же, как мы любим ками. Буддизм и синто переплелись гармонично, и между ними нет никакой вражды.

Учения буддистских школ разнятся между собой. Догматы нитирэн гласят, что освободиться от цикла перерождений возможно при жизни. Риндзай учит, что просветление достигается решением загадок. Тэндай утверждает, что сознание изначально просветлено, что подтверждается духовной практикой.

Журавли - создания способные из благодарности за спасение своей жизни стать цуру. В обличье человека они придут к своему спасителю и, порой, такие встречи приводили к свадьбам.

Когти нигавараи ядовиты и способны вызывать паралич, но из них можно изготовить лекарство от боли в животе, пусть оно и будет очень горьким.

Унгаикё – это зеркало-обманщик. Дух, который живет в нем, являет смотрящим лики чудовищ вместо отражения. Но зная ритуал, это зеркало можно превратить в ловушку для ёкаев.

Бойся увидеть лик мужчины, когда смотришь на луну! Это катсура отоко. Он так прекрасен, что от него трудно оторвать глаз, но буде глядеть слишком долго, он заберет оставшиеся тебе годы жизни.

Замки порой защищают не только стены. Хитобасира – это люди, заживо захороненные в фундаменте зданий или колоннах. Они - жертва земле, а порой и охранители постройки, которым нельзя высказывать неуважение.

За фермерами, которые воруют воду с чужих полей, охотится ака шита. Он приходит, сокрытый темными облаками, осушает поле вора, а затем ловит его своим длинным красным языком и съедает.

Почти каждый месяц, в самую дурную ночь, по улицам городов проходит хиякки яко. Ёкаи, призраки и демоны со всей округи собираются на шествие. Они поют песни, танцуют и веселятся, но простому человеку не пережить встречи с хякки яко.

Мужчины, которые часто ходят в бордели, могут стать жертвой кеджоро. Эта ёкай похожа на проститутку, но ее лицо сокрыто волосами. Истинный ее облик люди нередко находят отвратительным, но ёкаи, наоборот, ищут ее любви.

Великаны онюдо могут иметь рост пятерых взрослых мужчин, но их все равно трудно отыскать. И к лучшему: с ними не надо искать встречи. Лишь немногие из них добры к людям.

Зависть, обида и злоба могут превратить женщину в демонессу-кийджо. Большинство из них уходит жить в горы, где они пожирают незадачливых путников. Буде кийджо решит спуститься с гор ради мести или иной цели, она способна принести много горя.

Горы священны, ибо в них обитает множество ками, а в преддверии праздника О-Бон там начинают бродить и души умерших. Путешествовать по ним следует только человеку, прошедшему обряд очищения, иначе с ним приключится беда.

Если ночью на дороге встретишь женщину и она попросит твой фонарь, знай, что это может быть никусуи. Подобравшись близко, она потушит свет и в темноте высосет из твоего тела все мясо. Останутся лишь кости да кожа.

Не доверяй женщине с младенцем, если встретишь ее у воды: такое обличье принимает нуре-онна. Она попросит тебя подержать дитя и, едва ты отвлечешься, явит свой змеиный хвост, обовьет им тебя и выпьет твою кровь.

В грязных домах могут завестись ёкаи, например тенджонаме или аканаме. Обычно они не нападают на людей, но само их присутствие притягивает болезни.

Призрачные огни, ониби, рождаются из мертвых тел. Они заманивают людей в глушь и выпивают их жизненную силу. Ониби можно спутать с безобидными хитодама - человеческими душами, оставшимися без тела.

На полях самых кровопролитных битв появляются косенджоби. Эти призрачные огни зажигаются в ночи и из земли поднимаются в небеса, порой принимая обличья погибших воинов. Косенджоби не вредят никому. Они только напоминают.

Всякий зверь и всякая вещь по прошествии лет может обрести рассудок и стать ёкаем, а в древнем дереве или необычайно чистом ручье может родиться ками.

Каждое число само по себе обладает силой и привлекает в жизнь человека благое или дурное. Об этом есть целая наука, но каждому следует знать, что четверка опасна, ибо созвучна самой смерти.

Сказки туманной луны после дождя

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Люди

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

"Нам довелось жить в эпоху нескончаемых войн и произвола наместников, что ведут меж собою бесконечные войны за территорию и ресурсы. Ни сёгун, ни государь не в состоянии удержать страну от распада на мелкие княжества, в каждом из которых царят свои собственные законы. А в некоторых - беззаконие, привлекающее не только бандитов и войска жадных соседей, но и сущности куда более опасные…"

https://i.imgur.com/jUqUDz9.jpg

0

2

Даймё, военачальники и самураи

https://i.imgur.com/kA2ys1N.jpg

[indent]До недавнего времени фактическим правителем Японии являлся сёгун - главный военачальник страны. В его руках была сосредоточена не только военная власть (а именно, назначение военных наместников провинций и отправление карательных походов против восстаний на местах), но и часть законодательной. Однако указы императора всегда имели больший вес, и любой член Династии имеет право отменить любое решение сёгуна, пусть и пользуются им редко из соображений сохранения стабильности в государстве.
[indent]На сегодняшний день власть сёгуна и его региональных наместников (их называют губернаторами - сюго) очень слаба. Со времен смуты Онин по всей Японии то и дело вспыхивают восстания военных кланов, изгоняющих наместников сёгуна со своих земель, а сам сёгун стал марионеткой в интригах могущественных политических клик. К примеру, в 1486 году в провинции Ямасиро тамошние самураи прогнали всех государственных чиновников во главе с наместником сёгуна и в течение восьми лет своими силами руководили провинцией.

[indent]Вместо губернаторов сюго, прежде назначаемых центральной властью, в провинциях стали править даймё. Даймё, чаще всего - это главы местных военных кланов. Они разорвали отношения со столичной властью и принялись создавать личные "родовые государства", поддерживаемые своими верными генералами и советниками.
[indent]Но и сами сюго, при должном коварстве и авторитете среди местных самураев, могут объявить себя даймё. Слабость сёгуната позволяет им стать полноправными хозяевами земель, на которых они прежде выполняли лишь роль судей и сборщиков налогов. Те сюго, что не решаются на такой жест неповиновения, должны быть готовы к тому, что повиноваться перестанут им - новоиспеченные даймё с их армиями будут игнорировать указы наместника сёгуна так же, как игнорируют самого сёгуна. После Смуты Онин часта также ситуация, когда заместитель, оставленный сюго править провинцией вместо себя, обращается против своего хозяина.
[indent]Иными словами, в эпоху воинствующих государств титул даймё означает независимость от центрального правительства, а титул сюго - шаткую зависимость, которую можно легко оборвать.

[indent]Следует отметить, что не все даймё имеют знатное происхождение. Некоторые из них возвысились внутри своего клана с помощью интриг или доблести, проявленной на поле боя (часто в боях с эбису, северными варварами), а некоторые особо удачливые и вовсе вышли не из самурайского сословия. Хотя, конечно, справедливо будет сказать, что многие даймё знатны: в эпоху войн придворный титул можно получить путём взяток и угроз, а родословную - подделать.

[indent]Даймё активно ведут военные действия против своих соседей, иногда более богатых и могущественных, но не всегда более талантливых на поле боя. Они также издают собственные законы, действующие на принадлежащей им территории, тем самым регулируя жизни простых людей. И в связи с этим, восстания со стороны последних - отнюдь не редкость.
[indent]По всей стране стали расти мощные замки, цитадели новых властителей Японии. Вокруг таких замков возникают и развиваются новые города, коммерческие и административные центры княжеств. Как ни печально то, что война так выгодна торговцам и ремесленникам!..
[float=right]https://i.imgur.com/H9EUAop.jpg
[/float]
[indent]Самураи - это, фактически, наёмные воины на службе даймё, который платит им рисовыми пайками (коку). Размер пайка определяется в зависимости от срока службы самурая и его заслуг на военном поприще. Рис для коку собирается с территории, закрепленной за данным самураем в пределах владений даймё. Оные земли, однако, не находятся в полной собственности самурая, а передаются ему в условное владение на время службы. Продажа этих земельных угодий запрещена, а вот полученную с них плату в виде риса можно не только потребить в пищу, но и продать.

[indent]У самураев нет строгой системы рангов, как при императорском дворе: среди них есть даймё - лидеры военных кланов; есть генералы и советники даймё, управляющие частями армии и дающие господину стратегические советы; и есть самураи, которые еще не успели возвыситься. Особо почетными считаются роли разведчика и связного на поле битвы - последние носят яркие плащи и высокую корзину за спиной, чтобы быть заметными для союзников… Что, к сожалению, делает их легкой мишенью для врага.
[indent]Самураи, поддерживаемые пехотой асигару, ведут бой верхом на лошади. Их излюбленное оружие - это копье яри или нагината. Мечи используются лишь в поединках один на один.
[indent]Пехотинцы асигару, часто набираемые из числа обычных крестьян, имеют все шансы стать самураями, если сумеют проявить доблесть в битвах и доказать свою верность даймё.

Ронины

[indent]Ронин - самурай без хозяина. Бродяга, и после потери высокого положения не пожелавший оставить воинское ремесло. Ронином может стать и даймё, добровольно покинувший свой пост, и самурай, совершивший какой-то проступок и поныне пытающийся заслужить прощение своего господина, чтобы вернуться на службу. Впрочем, не все самураи питают такую надежду: преступления некоторых ронинов слишком серьезны, чтобы они даже смели думать о возвращении в клан. Такие люди не афишируют свои имена и имена своих бывших хозяев, боясь навлечь на себя позор даже в среде других ронинов.
[indent]Самурай, преданный своему даймё, может быть уволен со службы или сам подать в отставку, чтобы совершить какое-либо рискованное мероприятие, которое может бросить тень на клан или на хозяина. Например, месть.
[indent]Ронины предоставлены сами себе и не имеют стабильных средств к существованию, поэтому многие из них обучают воинским искусствам за плату. Также они часто поступают на службу в качестве телохранителей (ёдзимбо) к богатым торговцам или становятся ниндзя. Многие ронины избирают путь бандитизма и грабежа.

https://i.imgur.com/AkDMbVQ.jpg

0

3

Император и придворная аристократия
[float=right]https://i.imgur.com/VRM6Nqo.jpg[/float]
[indent]Прявящий император, Го-Касивабара, унаследовал Двор в таком бедственном положении, что у него не было средств оплатить погребальную церемонию своего отца. Сорок дней тело почившего правителя пролежало на складе, пока на его подобающее захоронение собирали пожертвования. Изменилось с тех пор мало. Собственную церемонию коронации Государь смог провести лишь в 1521 году. Оплачена она была сёгуном и главным настоятелем буддисткой школы дзёдо-синсю. В первый же день 1525 года было объявлено, что при Дворе пока церемонии не будут проводиться вовсе.
[indent]Простак лишь устыдится бедности своего правителя, но просвещенный помнит истину и увидит иную беду. Императорский род Ямато – прямые потомки Аматэрасу. Церемонии, веками проводимые династией, на самом деле сильнейшие из возможных воззваний о милости, наставлении и защите ками. Проводить их может лишь император, поскольку сам он воплощенное божество. Однако Его Величество ныне не обладает средствами, чтобы совершать ритуалы, и вынужден даже продавать свои каллиграфии.
[indent]Несмотря на отсутствие в руках Двора императора фактической власти, он все еще сохраняет подобие политического влияния: именно там проводятся назначения на государственные посты и организуется работа придворных ведомств, а также издаются указы высшей юридической силы. Впрочем, это не значит, что оным законам подчиняются во всех уголках Японии, где богатая власть на местах с недавних пор ведет себя весьма своевольно. А уж критический недостаток средств, приведший даже к отмене церемоний, прежде стоявших во главе угла жизни Двора, нанес критический удар по власти императора.
[indent]Тем не менее, функция назначения на должности управителей провинций все еще формально сохранена за императором - на самом деле, сегодня многие должности попросту покупаются или добываются с помощью угроз его приближенным. Государь распределяет должности между гражданской аристократией и членами военных кланов, пытаясь таким образом сохранить баланс власти в стране. Придворные назначения повышают престиж военачальников и даймё, хотя, конечно, все относятся к ним по-разному: некоторые вовсю подражают образу жизни придворных аристократов, а иные военные относятся к таким назначениям скептически, предпочитая расширять свое влияние другими способами. 
[indent]Придворная аристократия, служащая в гражданских ведомствах столицы, находится в столь же бедственном финансовом положении, что и государь. Некоторые из них, конечно, остаются в Киото, поддерживая свой высокий статус, но многие отправились в поисках лучшей жизни во владения могущественных даймё, чаще всего в провинции, где у их рода есть или были поместья (пока их не присвоили себе военные или монастыри). Там некоторые аристократы приобщились к искусству войны и сами взяли в руки оружие, поступив на службу к местному князю, а некоторые - решили достигнуть реального влияния на военных лидеров в качестве их наставников в поэзии, живописи и других изящных искусствах. 

На форуме принята сильно упрощенная система рангов. И женщины, и мужчины могут при должном обосновании занимать все нижеуказанные ранги и должности.
Вместе с официальным придворным рангом человеку дают и определенную должность. Некоторые даймё самовольно назначают своих приближенных генералов на разные должности в рамках своих владений.

Играбельные ранги обозначены красным цветом.


Кугё (старшие придворные)


Старший первый придворный ранг 
Должность - Главный Советник Императора. Присваивается ближайшим родственникам императора. 

Младший первый придворный ранг 
Присваивается принцам и принцессам императорской крови, также старшим советникам императора. 

Старший второй придворный ранг 
Старшие советники и министры занимают такой ранг. 

Младший второй придворный ранг
Старшие советники и министры занимают такой ранг, а также нынешний глава ведомства оммё-рё. 

Старший третий придворный ранг
Ранг, присваиваемый даймё больших провинций или конгламератов из оных. Должности: Генерал-управитель провинции, Старший помощник генерал-управителя провинции, Старший капитан Дворцовой стражи.

Младший третий придворный ранг   
Подходит для средних советников императора и даймё. Должности для самураев:  Генерал-управитель провинции, Старший помощник генерал-управителя провинции, Помощник генерал-управителя провинции, Средний капитан Дворцовой стражи.


Дэнзёбито (придворные с доступом во дворец)


Старший четвёртый придворный ранг   
Подходит для генералов даймё. Должности: Старший помощник генерал-управителя провинции, Помощник генерал-управителя провинции, Младший капитан Дворцовой стражи.

Младший четвертый придворный ранг   
Должность - младший советник. Аристократ на этой должности - клерк-бюрократ. Он помогает функционировать министерствам и остальным официальным процессам внутри дворца.

Старший пятый придворный ранг   
Должность - гэки (“секретарь”). Аристократ на этой должности - тоже бюрократ. Он выполняет поручения, доверенные ему старшими придворными от имени императора. В основном это касается документов, таких как подготовка официального назначения других аристократов или самураев на должности. Также в случае разногласий между высшими должностными лицами гэки составляет изложение дела для обеих сторон.

Младший пятый придворный ранг    
Может быть присвоен гэки.


Дзигэ (обычные придворные, не могут заходить в важные места во дворце)



Люди, занимающие эти должности, отвечают за различные дела во дворце, такие как приготовление еды, паланкины и санитарные услуги. Это не аристократы в полном смысле этого слова.

Старший шестой придворный ранг

Младший шестой придворный ранг

Начальный придворный ранг

0

4

Жрецы синто и буддистские монахи

https://i.imgur.com/QiczmIF.jpg

[indent]В условиях мощнейшей раздробленности Японии буддистские монастыри и синтоистские святилища создают оплоты стабильности. Традиционно автономные в рамках своих владений, жрецы и монахи нередко отстаивают свои интересы с оружием в руках. Фактически, иногда они выполняют для местных крестьян и горожан роль даймё: издают свои местечковые законы, собирают налоги, обеспечивают военную защиту. Некоторые буддистские монастыри, и впрямь как даймё, захватывают территории военной силой, или даже воюют с самими даймё.  
[float=left]https://i.imgur.com/1FN6yFy.jpg[/float]
[indent]Так, в 1488 году так называемые икко-икки, радикальные последователи буддистской школы дзёдо-синсю, захватили власть в провинции Кага. Теперь наместники, назначенные настоятелем главного монастыря этой школы, властвуют над местными светскими управителями и военными отрядами, собранными из местных самураев и крестьян, выступающих против власти сёгуна на их земле. Они также враждебны даймё. На волне их успеха, вооруженный отряд монахов поднял восстание в столичном регионе в 1521-1523 годах, но потерпел поражение.  
[indent]И тем не менее, в итоге целая провинция оказалась под контролем радикальных последователей дзёдо-синсю, чего они бы не достигли без массивной поддержки крестьян, торговцев и мелких самураев, готовых сражаться за их идеи. Цитадель секты за пределами провинции Кага - замок Ишияма Хонган-дзи. 
[indent]Школа дзёдо-синсю (Истинная Школа Чистой Земли), в отличие от других школ буддизма, меньше связывает человека обетами и запретами - её основатель, на тот момент бывший монах, имел жену-монахиню и детей. Практика школы достаточно проста и понятна широким массам, включая крестьянство. Школа отбрасывает из учения то, что не соответствует прямой цели (освободиться от цикла перерождений), отвергает также синтоистские обряды и культы, как ненужные. Практика связана в первую очередь с повторением молитвы “Наму Амида Буцу” которая интерпретируется как “Я ищу убежища у Будды Амиды”. Эта формула, являя собой примитивное заклинание магии слов, призвана успокоить сознание молящегося за счет нисходящего на него сострадания Будды Амиды.   
[indent]Однако не следует отождествлять икко-икки со всей Истинной Школой Чистой Земли. Икко-икки - это вооруженные и радикальные последователи этой школы. Многие монахи дзёдо-синсю отвергают насильственные методы икко-икки. 
[indent]В целом, жрецы и монахи, как и самураи, отдалились от центральной власти в лице сёгуна и императора, и ныне преследуют свои собственные интересы. Большинство жрецов синто (каннуси) стоят во главе местечковых святилищ, занимаясь развитием культов местных божеств-ками и донесением их воли до простых людей посредством магии душ. В этом жрецам (и жрицам - каннуси могут стать и женщины) помогают мико - незамужние девушки, искусные в проведении ритуалов, в том числе ритуальных танцев. 
[indent]Предпочтение, отдаваемое ками, для многих людей является абсолютно личным. Бывает так, что семья имеет своего патрона, любимого ками, или что в какой-то местности есть божество, считающееся особо влиятельным. Посему и интересы местечковых жрецов синто, как правило, более скромные, чем у служителей буддизма, но и среди них находятся те, кто разрабатывает собственное учение или стремится сделать придворную карьеру.
[indent]В самом деле, в Японии есть несколько древних жреческих родов, представители которых являются настоятелями главнейших синтоистских святилищ страны: Накатоми, Имбэ, Сарумэ, Кагамидзукури и Тама-но я. Внешнее святилище Исэ, являющееся вместилищем Аматэрасу, сгорело в 1487 году, и с тех пор не восстанавливалось ввиду отсутствия денежных средств. Другие главнейшие святилища были частично разрушены или повреждены во времена войны Онин, ибо располагались на территории Киото или близ него. Уцелело лишь святилище Касуга, расположенное в древней Наре.
[indent]В Японии распространены паломничества к святилищам ками и буддистским монастырям, хотя сегодня чаще всего их совершают в рамках родной провинции, чтобы избежать военных столкновений на границах владений даймё. При храмах на острове Сикоку, знаменитом своим паломничеством восьмидесяти восьми храмов, местные власти специально строят гостиницы для пилигримов. Жители острова активно помогают прибывшим: предоставляют кров оставшимся без жилья, дают деньги на обратный путь нищим пилигримам, оказывают медицинскую помощь, так как многие странники больны и идут на богомолье в надежде на выздоровление.
[indent]В отличие от жрецов, сосредоточенных в святилищах, служители Будды практикуют монашество - соответственно, центрами их деятельности являются монастыри и буддистские храмы. В Японии сосуществуют множество школ буддизма. Самые популярные из них - это уже упомянутая Школа Чистой Земли и ее течения дзёдо-сю и дзёдо-синсю, школа тэндай с ее монахами-воинами, школа дзэн и ее течения риндзай-сю (особо популярна среди самураев) и сото-сю, а также школы нитирэн (наряду с дзёдо-синсю особо популярна среди простолюдинов) и сингон (особо популярна среди аристократов).
[indent]Во главе каждой школы стоит “главный настоятель”, живущий, как правило, в главном монастыре школы. За каждый же отдельный храм отвечает “настоятель”, которого, например, в традиции школы дзэн именуют “старцем” (хотя в просторечии японцы уважительно называют любого буддистского монаха бонза). А вот в амидаистских общинах нет деления на учителей и учеников, деления на монахов и мирян может не быть вообще - все называют друг друга “попутчиками” или “мудрыми друзьями”.
[float=right]https://i.imgur.com/INcKXaP.jpg[/float][indent]Все монахи при принятии сана принимают и новое имя, которое им дает настоятель монастыря.
[indent]В храмах и монастырях существует разделение на административно-хозяйственные и духовные должности, что позволяет распределить обязанности и добиться наибольшей эффективности управления. Кроме того, в храмах всегда имеются “служки” - это простолюдины, принявшие монашество, но не прошедшие обучения и оттого пока исполняющие роль слуг. Нередко в подчинении у крупного храма есть также “нелюди” из касты хинин - они помогают при похоронных обрядах, ухаживают за больными, им поручают все “нечистые” работы, связанные с осквернением.
[indent]На попечении монахов часто оказываются их матери и сёстры. Такие женщины составляют значительную долю в японской общине монахинь. Обычно они умеют читать сутры и проводить простые обряды, но не более того. Среди монахов старых школ некоторые строго соблюдают безбрачие (например, приверженцы школы нитирэн и дзэн), но многие монахи женятся. Жёны монахов почти всегда числятся монахинями, сыновья поступают на обучение в храм, а дочери принимают монашество и иногда получают от отца буддийское образование. Сыновья тоже обычно учатся у отца. В школе тэндай существует несколько монашеских династий, где “тайное учение” школы передается от отца к сыну.
[indent]Есть среди монахов и отшельники, отвергшие монастырскую жизнь. Так делают многие пожилые монахи, желающие провести последние годы жизни в одиночестве. После смерти, как когда-то после принятия монашества, все монахи получают новое имя.

0

5

Ямабуси
https://i.imgur.com/V4nV9Ji.jpg

[indent]Есть и отшельники, которые добровольно покинули монастыри, разочаровавшись в тамошнем образе жизни и вмешательством монахов в политику. Их зовут ямабуси - “скрывающиеся в горах”. Они следуют учению сюгэндо, возникшему на стыке синто и буддистских школ сингон и тэндай, но в целом ямабуси очень слабо связаны с монастырями и представителями этих школ, которые не являются, как они, отшельниками.
[indent]Ямабуси суть есть связные - между синто и буддизмом, между людьми и ками. Они живут близ гор, священных обиталищ богов, где общаются с ками посредством магии души и молитв. Если кто-то из простых смертных хочет обратиться к ками, он может передать свою мольбу ямабуси, а тот поднимается в горы и зачитывает эту мольбу ками. Поэтому ямабуси, состоящие в особых отношениях с богами, славятся своими магическими умениями и почитаются простым народом как медиумы и лекари - в перерывах между созерцанием природы в надежде обрести Просветление, эти отшельники практикуют не только лечебную магию, но и травничество.
[indent]Ямабуси не живут в горах постоянно - это было бы неуважением к ками. Свои хижины отшельники обустраивают у их подножий. Лишь совершив необходимые молитвы и обряды очищения, они отправляются в длительные паломничества по горам, и по пути устанавливают каменные или деревянные дорожные столбики, чтобы оставить доказательства о пройденном пути.
[indent]Однако ямабуси прославились еще и как прекрасные воины. Они изучают ряд боевых искусств, что изначально, вообще-то, было вызвано необходимостью защиты от горных разбойников... Но впоследствии некоторые ямабуси, покинув горы в поисках мирской славы и предав идеи своего братства отшельников, стали применять своё мастерство в битвах даймё. До сих пор они собираются в вооруженные отряды, способные дать бой элитным войскам самураев. На сегодняшний день ямабуси присутствуют среди советников при дворах и армиях практически всех японских правителей.
[indent]Ямабуси, как и принято для обученных воинов, великолепно владеют луком и мечами, отдавая, однако, предпочтение нагината. Некоторые из них имеют довольно тесные связи с шиноби, которых даже нанимают для выполнения особых поручений.

Итако

[indent]Однако часто ямабуси становятся и спутниками для слепых шаманок-итако, пожелавших покинуть родные места и странствовать по Японии. Искусные в магии душ и предсказаний, они также предлагают людям услуги медиума или целителя за небольшую плату - ведь итако умеют призывать не только ками, но и души умерших. Считается, что именно слепота к миру живых помогает им лучше проникнуть в потусторонний мир мертвых.
[float=right]https://i.imgur.com/R0PiuxF.jpg[/float]
[indent]У каждой итако есть свой патрон среди высших ками - одна из частей ритуала посвящения в шаманки включает в себя “свадьбу” с божественным покровителем. После того, как ками сам выберет итако, все свои молитвы она будет адресовать именно ему.
[indent]Обучение шаманок магии душ начинается в самом юном возрасте – не позднее десяти лет. Методы подготовки крайне суровы, даже жестоки. Следует избавиться от всех мирских соблазнов, из-за чего девочек ограничивают в воде и питье. Регулярно проводится ритуал очищения, который заключается в омовении холодной водой из колодца или стоянием под водопадом. Любые попытки согреться после такой водной процедуры пресекаются.
[indent]Всё остальное время у девочек уходит на разучивание религиозных текстов, заклинаний и молитв. Так как читать слепые не могут, им приходится заучивать древние, зачастую мало понятные слова наизусть с помощью зрячего помощника-чтеца или старшей шаманки. Многие из них продолжают во время обучения жить в родной деревне, поэтому тяжесть обучения часто сопряжена и с домашней работой.
[indent]Сама церемония посвящения, проходящая под непрестанный рокот барабанов и перезвон колокольчиков, может длиться несколько дней. Перед церемонией инициации итако одевается в белое косодэ, похожее на погребальную одежду. Ей не разрешается есть зерно, соль или мясо, и ей следует избегать искусственного тепла в течение трех недель перед церемонией. Данный ритуал магии душ достигает своего завершения лишь в момент, когда в итако, наконец, вселяется высший ками, вследствие чего шаманки зачастую падают в обморок. Старшая шаманка выступает в роли того, кто определяет сущность патрона новоиспеченной итако.
[indent]После этого ученицу итако одевают в красное свадебное платье и едят красный рис и рыбу, чтобы отпраздновать ее бракосочетание с ками. Предполагается, что церемония сигнализирует о смерти итако как обузы и ее возрождении как члена сообщества. Однако лишь изредка шаманки остаются в родной деревне: большинство их странствует по стране, отправляя часть заработанных денег родным вместе с доверенными посыльными.
[indent]Итако часто носят бусы из костей животных, которые используют в своих ритуалах сотрясания души. Обычно это челюсти оленей или лис, но также включают в себя зубы медведя, орлиные когти и панцири маленьких черепах.

0

6

Шиноби
https://i.imgur.com/xu96BvN.jpg

[indent]Нет, пожалуй, в Японии группы более разношерстной, чем шиноби, также известные как ниндзя. Шиноби (или шиноби но моно) буквально означает “тот, кто делает скрытные вещи”, посему и используют его, как собирательное название для шпионов, наемных воров, разведчиков и иногда - ассасинов. Конкретный тип работы, выполняемый ниндзя, зависит от его навыков и происхождения. Шиноби может стать местный воришка, которого отсылают во враждебную провинцию, чтобы он воровал там, а не тут. Шиноби может стать монах, который в обмен на пожертвование для родного монастыря отправится в обитель во враждебной провинции, чтобы добыть там для своего даймё важную информацию. Часто во время войны самураи клана берут на себя роль шиноби-разведчика.
[indent]Иногда даймё нанимают и бандитов, опытных в искусстве партизанской войны - лишь бы те выполняли свою работу и сеяли хаос в рядах врага, устраивая засады на его отряды.
[indent]Но есть среди шиноби и те, кто всю жизнь посвятил изучению искусства ниндзюцу. У них прекрасная память. Они владеют несколькими диалектами и секретами скрытного убийства. Они умеют перевоплощаться, меняя свою внешность до неузнаваемости, и растворяются в толпе, подобно капле воды в чашке чая.
[indent]В эпоху постоянных войн даймё часто нанимают к себе в вассальное услужение профессиональных шиноби - чаще всего, это самураи из кланов Кока и Ига, но есть и независимые шиноби-одиночки - для разведки местности перед тем, как по ней пройдет армия. Шиноби должен найти всевозможные ловушки, разоблачить всевозможные засады, и, вернувшись обратно в ставку, доложить об увиденном… А затем, снова забежав вперед, расставить ловушки для выступающей навстречу армии врага.
[indent]В целом, профессиональных шиноби можно разделить на две группы: на тех, кто выполняет работу “на свету”, и тех, кто действуют “во тьме”. Светлые шиноби - это, как ни странно, шпионы. Именно они обладают наилучшими навыками перевоплощения и, в особенности, сбора информации - все благодаря их широкой сети контактов. Эти ниндзя зачастую проживают не двойные, и даже не тройные жизни: торговец из провинции Этидзен может быть нищим храмовым попрошайкой из Киото, странствующим монахом из Оми, рыбаком из Муцу, крестьянином из Овари… Зачастую таких шиноби забрасывают в стан врага за несколько лет до начала войны, чтобы они успели собрать как можно больше информации и подготовили почву для наступления. Однако именно поэтому во многих городах, как только начинается война, убивают “чужаков”, то есть, всех, кто относительно недавно поселился по соседству.
[float=left]https://i.imgur.com/A0Zyd20.jpg[/float][indent]Шиноби-разведчики, наиболее часто происходящие из самурайских семей, умеют также ориентироваться и выживать на пересеченной местности, подолгу прятаться и устраивать засады.
[indent]“Темные” ниндзя занимаются диверсиями в стане врага. Это, поджигатели, похитители, воры и изредка ассасины, ибо убийство означает высокий риск раскрытия шиноби. Их задача - посеять хаос в стане врага, заставить его думать, что в его рядах поселился предатель.
[indent]Безусловно, все ниндзя владеют навыками и “светлой”, и “темной” стороны своей профессии. Однако шиноби лучше многих знают, что невозможно достичь совершенства во всем.
[indent]Обучаются искусству шиноби с детства. Либо в ученичестве у старших шиноби, отправившихся в отставку, либо в рамках семьи, которая практикует ниндзюцу - и чаще всего, как уже упоминалось, это семьи самураев.
[indent]Женщины тоже могут изучать искусство ниндзюцу. Их называют куноити, а не шиноби. Куноити обучены иначе, чем мужчины-ниндзя. Их подготовка в большей степени ориентирована на скрытность, знание ядов, а также использование их женского обаяния. Хотя они обязательно обучены и ближнему бою, применяют они эти навыки только в крайнем случае, когда появляется угроза их разоблачения и поимки.
[indent]Многие разумные ёкаи становятся шиноби: им по душе возможность постоянно менять личины и сеять хаос среди людей. Такие наемные шпионы и впрямь очень умелы, и благодаря их к таланту к перевоплощению врагу их сложно разоблачить, но и контролировать их куда сложнее.

0

7

Крестьяне, ремесленники, купцы
http://forumupload.ru/uploads/0019/81/a3/5/132195.jpg
[indent]Война, поглотившая Японию, стимулирует развитие ремесел и земледелия - ведь армиям нужно не только оружие, производимое развивающимся литейным и кузнечным производством, но и еда. Крестьяне ныне применяют полезные инновации - водяные колёса, тягловых животных и природные удобрения, которые сделали возможным собирать урожай риса два раза в году. Также выращиваются ячмень, пшеница, просо и бобовые. 
[indent]В деревне издавна существует много мелких промыслов, например, плетение корзин и шляп из бамбука и соломы, производство вееров и зонтов из промасленной бумаги,  изготовление деревянной обуви гэта и глиняной посуды. Крестьяне регулярно носят плоды своего труда и избытки урожая в ближайший город на продажу. 
[indent]Ремесленники, работающие под начальством светской или духовной знати, создают ремесленные союзы, и, платя налог хозяину, приобретают монопольные права на изготовление и торговлю выпущенной продукцией. Гильдии ремесленников находят себе покровителей и в лице монастырей (особенно боевых монахов, как сделали, например, ростовщики). 
[indent]Ремесло приобрело региональную специализацию: например, провинция Этидзэн славится своей керамикой, Бидзэн - кузнецами-оружейниками, Кодзукэ и Синано - животноводством (в частности, коневодством), Тотоми - чаем, а Суруга, Мино и Овари известны своим равнинным ландшафтом и плодородными почвами. В Киото, например, даже в не самые лучшие для города времена, сохраняются специализации по районам: есть район продавцов масла, рыбы, работников по серебру, торговцев рисом, шелком и так далее. 
[indent]Вследствие роста земледелия и производства торговля развивается семимильными шагами. На главных дорогах и перед храмами и монастырями часто проходят ярмарки. 
[indent]Самые богатые города, например Хаката и Сакаи, обладают автономией, располагают коллегиальными органами управления и войском. Более того: в Хакате есть целый квартал, где проживают китайские контрабандисты и японские пираты. В Киото также возникли квартальные союзы мещан для охраны города от постоянных самурайских разгромов. После смуты годов Онин столица оказалась разорвана на северную и южную части — Камигё (верхняя столица) и Симогё (нижняя столица), которые и поныне существуют как два отдельных городских сообщества. Самоуправление пришло и в поселки, где были созданы сельские сообщества, которыми руководят зажиточные крестьяне и региональные самураи. Они периодически устраивают мятежи для того, чтобы оградиться от беззакония провинциальных правителей. 

Артисты и проститутки
[float=right]https://i.imgur.com/Laj1ZYt.jpg[/float]
[indent]Киото - центр проституции. Неоднократно сожженный, опустошенный войной, город стал домом для множества уличных проституток. В том числе и новоиспеченных. Сожженные храмы и монастыри оставили монахинь и жриц мико без крова, поэтому служительницам Будды и ками не оставалось иного, как начать продавать себя. Многие из них отправились странствовать по стране, предлагая свои услуги на постоялых дворах, у судоходных рек и даже у храмов, где всегда есть паломники и ищущие крова путешественники. В крупных городах также есть бордели.
[indent]В эти тяжелые времена нужда поразила даже тех, кто ее прежде никогда не знал - а именно, аристократические семейства. Элегантных дам, образованных в изящных искусствах, конечно, называют не проститутками, а куртизанками, но суть их профессии та же: они продают свое тело за деньги, зачастую, впрочем, оставаясь в роли любовницы при одном даймё. Некоторые куртизанки, пользуясь своим высоким положением, становятся патронами для куртизанок помладше, предлагая их услуги другим высокопоставленным мужчинам при дворе даймё.
[indent]Существуют и другие способы отвлечься от войны и лишений, что она с собой несет. Бродячие актёры увеселяют народ на дорогах и в деревнях представлениями саругаку, включающими в себя акробатику, клоунаду, жонглирование, хождение на ходулях, танцы, фокусы. Частенько они выступают либо на ярмарках, либо перед храмами после богослужений. Также популярны так называемые дэнгаку - спектакли о борьбе между добрыми и злыми духами за контроль над сельскохозяйственными полями, выросшие из деревенского ритуала, а ныне популярные и в городах.

0



Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно